logotype

Шедевры Леонардо. “Мадонна Литта”.

Мадонна ЛитаЭта картина Леонардо да Винчи названа по фамилии своего прежнего владельца - герцога Антуанна Литта.

Многие эксперты считают это произведение плодом работы учеников Леонардо, но мало кто сомневается, что лицо  Богоматери принадлежит кисти самого мастера.

Дата создания картины доподлинно неизвестна. Её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи (1484-1499 годы). Однако существуют мнения и о более поздних датировках.

Картина “Мадонна Литта” относится к шедеврам эрмитажного собрания. Изображённая на полотне прекрасная женщина, кормящая младенца, является олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция уравновешенна и лаконична, выполнена со свойственной Леонардо тончайшей светотенью. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, символизирующий красоту земного мира, напоминая о гармонии мироздания.

У Мадонны излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, едва заметная “леонардовская улыбка” и чуть рыжеватые волосы. Этот образ для Леонардо является воплощением идеально прекрасной женщины. Все чувства, переживаемые Мадонной, глубоко спрятаны художником, не нарушая ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке.

Изображенный златокудрый малыш выглядит не по возрасту серьёзным. Он рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой, грудь матери, а левой рукой птичку-щегла – символа христианской души.

Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств.

В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность, используя довольно обобщённые и лаконичные способы изображения:

-        Лицо мадонны повернуто в профиль. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не четко вырисован.

-        Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.

-        Наклон головы, тени, скользящие по лицу, создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.

Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, художник на основе точного воплощения создаёт наполненный поэзией образ, в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке. Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень.

“Мадонна Лита” - отображение человеческой сущности Христа. Об этом свидетельствует отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало. 

2018  Leonardo da Vinchi   globbers joomla templates