logotype

Шедевры Леонардо. “Благовещение”.

Благовещение
“Благовещение”– одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане. Эта картина была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи в 1869 году, до этого она считалась произведением Доменико Гирландайо.

Леонардо да Винчи написал “Благовещение” примерно в 1472–1475 годах, будучи молодым художником, работая в мастерской Веррокьо. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо. В то время Веррокьо нередко выполнял работы совместно с Леонардо или с другим его известным учеником — Лоренцо да Креди.

Сохранилось несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – Благовещение.

В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения. Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета. Художник написал сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую виллу. Кроме того, большое внимание Леонардо уделил фоновому пейзажу, изобразив сад с особой тщательностью.

На картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.

Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов птичьих крыльев.

Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме “Благовещения” и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре. Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был коллективный труд мастерской Верроккьо. Несмотря на сходство композиции, вторая картина отличается большей камерностью, интимностью изображения. В ней уже в большей мере раскрываются особенности уникальной живописной манеры Леонардо.

 

Благовещение2
Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора, свободы, перспективы - свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.

2018  Leonardo da Vinchi   globbers joomla templates